От Симферополя в Ялту ведет самая протяженная троллейбусная трасса в Европе. Она пролегла по маршруту, привлекательному в любое время года, — предгорью и горному Крыму. Троллейбусы преодолевают перевал, бегут вниз и неторопливо взбираются вверх. Симпатичные безотказные трудяги. Чешские, украинские, российские — раритеты и современники.


Это и есть экотранспорт. Те самые электрокары из будущего, которые пришли к нам почти полвека назад и служат с тех пор верой и правдой.
Садясь в аэропорту в троллейбус, идущий на ЮБК, мало кто задумывается, насколько уникальна эта трасса. А в середине прошлого века мысль перевести автобусы на электричество была необычайно популярна, завоевывая сторонников во многих странах. Взять, к примеру, троллейбусную трассу Сан- Ремо — Вентимилья — Таджа. Расположена она в 650 километрах к северо-западу от Рима, в провинции Империя, что недалеко от границы с Францией. Это знаменитая Итальянская Ривьера, курорт на Лигурийском море. Эту трассу начали строить во время Второй мировой войны.
И именно она стала вдохновительницей для создателей троллейбусного маршрута Симферополь — Алушта — Ялта. Но итальянская линия протянулась на 57 километров против крымских девяноста пяти.

Один из участков «старшей сестры» уже давно не эксплуатируется по причине постоянно ведущихся ремонтных работ. А самих троллейбусов в разы меньше, чем в Крыму. Крымская же пережила не одно потрясение и, бог даст, переживет и другие.

Чтобы снять о ней фильм, Дэвид Ауэрбах — независимый фотограф и оператор — несколько лет подряд приезжал в Крым. В результате получился документальный фильм-эссе. Автор называет его «попыткой взглянуть на сотрудничество людей и машин». Дэвиду оказалось интересно наблюдать, снимать и монтировать фильм о повседневной работе людей, обслуживающих технику. Видеть, как люди и машины вместе перевозят пассажиров.
Кто бы мог подумать, что с небольшой газетной статьи, подарившей тему, начнется увлекательное путешествие австрийца, живущего в Штатах, в незнакомый ему мир.

Восточно-европейское искусство, его культура и эстетика всегда привлекали его. Но всерьез задумавшись о поездке в Крым, Дэвид понял, что это еще и возможность стать в каком-то роде первооткрывателем и расти как режиссеру.
До поездки он собирал всю информацию о самой протяженной в Европе троллейбусной линии и до определенной степени знал, чего ожидать. Но по приезду его многое удивило:
— На мою просьбу помочь в работе сотрудники «Крымтроллейбуса» откликнулись с большой готовностью. Практически каждый уделял мне время, и я имел доступ к любому уголку производства.
Кроме того, режиссера удивило, как скрупулезно и дотошно поддерживают старые троллейбусы в парке. Некоторые работы казались ему совершенно допотопными, но изобретательность и мастерство людей в результате брало верх над потерями, которые со временем несут механизмы.

— Мне самому нравятся вещи, которые отражают историю, хранят отпечаток времени, но вместе с тем, которые можно наладить, отремонтировать. Для меня было огромным удовольствием смотреть, как люди работают с машинами, объясняя мне в процессе. Что происходит и что они делают.
Удержаться от соблазна перевести разговор в русло экологичности и экономичности систем публичного транспорта было просто невозможно. И, набравшись смелости, мы спросили, может ли Крымская междугородняя троллейбусная линия стать в этом смысле примером для других?
— Это трудный и комплексный вопрос. Самое главное, о чем мы должны себя спросить, откуда у нас вся эта энергия? По всему миру назрела необходимость беречь ресурсы и совершенно пересмотреть отношение к окружающей среде. Я рад, что «Крымтроллейбус» выжил, но, похоже, перед полуостровом (да и перед всем миром) стоят серьезные задачи по обеспечению «чистого» будущего.
Вот оно что! Творческий взгляд на междугородние троллейбусы полуострова определил их и как рабочий инструмент экологии, и как образ экологичности.
-Одна из причин, почему мне нравится мой проект, — это реальная возможность показать людям, что есть возможность создавать то, что может быть отремонтировано. Мы живем в мире, в котором все хотят самое новое и самое лучшее, а нам бы больше значения придавать только тому, что действительно необходимо, и только тому, что действительно качественно. Как старые троллейбусы. я буду по ним скучать, ведь они уже стали частью моей жизни.

На 90% Дэвид Ауэрбах сам оплатил все расходы, связанные со съемками фильма. Был еще небольшой грант и кампания по сбору общественных пожертвований, но в целом все держалось на желании одного человека рассказать миру о крымском троллейбусе.
Дэвид подает заявки на кинематографические фестивали, ищет единомышленников, которые помогут ему представить ленту в своих городах и странах. Фильм доступен в сети, и мы советуем его посмотреть: www.52thetrolleybus.com
«Сложно объяснить, как приходишь к тому или иному моменту жизни: тысячи событий и решений приводят к тому, чем мы становимся. Многое уходит корнями в детство, и наш интерес к чему угодно тоже влияет на путь каждого из нас. Я снимаю фильмы и чувствую, что «я — дома».

КрымАэроГид